С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Отрывки из истории религии Айыы
Сколько б не потрачено красивых слов о веротерпимости, все же очень редко мирно уживаются на одной территории две и более религий. Так и получилось с местной религией и православием. По свидетельствам письменных источников, православные священники шли на восток с первыми же потомками землепроходцев. Однако они действовали на новых местах очень осмотрительно. На первых порах они обслуживали лишь своих пришлых единоверцев на простейших крестах, установ-[14]-ленных на безлюдных местах. Те местности повсюду получали название «Кресты» или «Крест» с добавлением к нему топонимического указателя. Некоторое время спустя указанные простые столбы с перекладиной пошли заменять маленькие срубные часовни. Только в острогах с самого начала пошли строить срубные церкви. В те кресты и часовни вместе с русскими прихожанами с самого начала стали приходить и окрестные местные жители. Приходили они не столько для поклонения чужому непонятному божеству, сколько ради любопытства и от тоски проживания в одиночных юртах. До появления первых населенных пунктов, напоминающих поселки, местные жители всегда охотно приходили на любые сборища, не разбирая, что там было (ярмарка, собрание-сход, молодежные игрища, богослужение и т.п.). Приходить на эти сборище заставляло якутское издревле традиционное приветствие «Кэпсээ» или «Туту биллшг?». Оба эти приветствия дословно переводятся как «Рассказывай», «Что нового?» Это по сути не приветствие, а вопль хронической информационно… Продолжение »