…ения русских учёных – его учителей. В 1996 г. автор этих строк опубликовал в газете «Молодёжь Якутии» (31.07.96) отзыв на две книги Сомоготто: «Происхождение народа саха» (Якутск, 1995) и «Обычаи народа саха» (Якутск, 1996).
С.И. Николаев, будучи инвалидом, остался, по сути, подлинным тружеником науки. Свои статьи исследователь печатал, как правило, в оппозиционных к власти газетах. В этот период выходили его многочисленные статьи «Новая религия? Новая подделка!» (МЯ, 04.06.92); «Народы и этносы Якутии: происхождение – административное» (МЯ, 19.11.92); «Оглянуться и понять или почему мало малочисленных» (МЯ, 02.04.92); «Мы – мирные люди» (МЯ, 25.06.92); «Вначале был Тыгын» (МЯ, 01.04.93); «Каждый мог стать героем олонхо» (МЯ, 17.06.94); «Долганский языковой мост или доякутское тюркоязычие Ленно-Енисея» (МЯ, 27.05.94); «Недобрый взгляд. Опыт этнографической рецензии» (МЯ, 22.04.94); «Мнению предков вопреки» (ЯВ, 10.07.98); «Тыгын был скромным рядовым якутянином» (ЯВ, 16.10.98); «Ысыаху приписали возраст в 780 лет» (ЯВ, 12.06.98); «Кризис духовности Якутии» (ЯВ, 14.07.98); «Я счастливейший из якутов» (ЯВ, 30.10.98); «Объякученные русские создали олонхо» (Туймаада сањата, 01.09.2000); «Не ордынцы, а воеводы стали начальным оргядром якутов» (Туймаада сањата, 14.12.2001); «Пора кончать с «проордынскими» теориями!» (МК в Якутии, 8–15.08.2002); «Чьей крови якуты?» (МК в Якутии, 28.04–05.05.2004) и др.
В этих статьях, изложенных на страницах наиболее популярных в республике газетах, С.И. Николаев обосновал концепцию автохтонного самодийского происхождения якутов. Эти публикации вызвали огромный интерес со стороны российской научной общественности. Трудночитаемый текст набирала на печатной машинке и доставляла в редакции газет его супруга Варвара Николаевна. Учёные-гуманитарии, «осмелившиеся» выйти в открытый эфир по радио, всегда побаивались и прислушивались к его острым, глубоким и парадоксальным вопросам.
С.И. Николаев представлял собой вдумчивого и серьёзного исследователя. Утверждал, что предками саха являлись дирингцы – представители одной из древнейших ветвей человечества и якуты должны гордиться столь глубокими корнями. Также рассказывал, как в годы борьбы за восстановление литературного наследия А.Е. Кулаковского открыто написал руководителю местного КГБ письмо, где возмущался, что великому русскому народу позволено иметь поэтов с контрреволюционным «прошлым», а малочисленным якутам почему-то запрещено. Сомоготто просил меня обнаружить его письмо среди рассекреченных документов архивохранилища, но, к сожалению, пока поиски не увенчались успехом.
Таким образом, труды Сомоготто представляют собой приглашение к диспуту, а значит, поиску истины. В своих трудах он скрупулёзно собирал, пытливо анализировал и блестяще обобщал самые разнообразные материалы: лингвистические, фольклорные и топонимистические данные, археологические и этнографические полевые материалы, архивные источники. Его научные наблюдения и выводы всегда отличались оригинальностью, убедительностью и правдивостью. Труды учёного носят полемический характер, написаны живым, доступным для массового читателя языком. Его научное наследие имеет неоценимое значение для национально-культурного возрождения якутов, эвенков, юкагиров, эвенов и долган, а также прививает подрастающему поколению чувства патриотизма и любви к своим корням и традициям.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
[1]. Антонов Е.П. Якутский «мятежник» по прозвищу Алас // Якутия. – 1997. – 4 ноября
[2]. П.А. Ойунский – директор НИИ языка и культуры при СНК ЯАССР (1935-1937 гг.). Сб. докл. - Якутск, 2003. - С. 124–125
[3]. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп. 18, д. 33, л. 49
[4]. Там же, л. 25
[5]. Там же, л. 27, 28, 30
[6]. Там же, л. 32, 40, 112
[7]. Там же, л. 35
[8]. Там же, л. 56–58
[9]. Там же, л. 36, 39, 47
[10]. Там же, л. 43–46, 112
[11]. Там же, л. 43–46, 112
[12]. Там же, л. 110, 100
[13]. Там же, л. 38, 110, 111
[14]. Там же, л. 153–155
ЗНАЧЕНИЕ СЕМЁНА ИВАНОВИЧА В МОЕЙ ЖИЗНИ
Г.Г. Алексеева, музыковед, доктор искусствоведения,
член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств РС(Я)
Осенью 1987 г., прослушав мою радиопередачу о музыкальной культуре долган, Семён Иванович пригласил меня к себе домой. С тех пор мне посчастливилось в течение 16 лет общаться с ним, его супругой Варварой Николаевной и их семьей. В то время я готовила статью о музыке долган для 19-го тома «Фольклор долган» из 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», увидевшего свет в 2000 г. Много ездила по улусам Якутии, на научные конференции в другие регионы страны, участвовала в трех таймырских экспедициях.
Перед каждой поездкой в экспедицию или в командировку (будь то в глубинку Якутии или национальные республики бывшего СССР, в Индию, Шри-Ланка) я обязательно заходила к Семёну Ивановичу. Он мне всегда рассказывал об этнографических подробностях той местности, страны, республики, куда я должна была поехать. Говорил о том, какие родовые группы проживали там раньше, об их обычаях, особенностях языка, материальной и духовной культуре, советовал прочитать необходимую историко-этнографическую литературу, которую всю знал на память, вместе со мной составлял вопросники. А когда я приезжала из поездок, командировок, он очень внимательно слушал мои магнитофонные записи, мои впечатления и обязательно делал глубокие замечания, выводы о том, как изменилась или развивается та или иная культура, что осталось неизменным в её основе.
До знакомства с Семёном Ивановичем я культуру каждого народа, в том числе долган, воспринимала как изолированную, отдельно взятую культуру самостоятельного народа. Благодаря Семёну Ивановичу со временем я стала воспринимать культуры северных народов как единое целое, впоследствии расколотое на мелкие кусочки, изменённые временем в результате среды общения, взаимовлияния, взаимопроникновения отдельных элементов одной культуры в другую. Так родилась идея моей будущей докторской диссертации «Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган». Когда основные идеи исследования созрели и были изложены на бумаге с анализом всех параметров стилистических черт долганской песенной традиции в традиционных жанрах (песне, шаманском камлании, круговых танцах, инструментальной музыке, олонгко) в сравнении с музыкальными культурами других народов, я в 2001 г. поступила в докторантуру Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки на кафедру этномузыкознания, закончила её через три года, а в настоящее время подготовила к изданию монографию, 21 июня 2005 г. защитила докторскую диссертацию.
Но моё исследование этногенеза, традиционной музыкальной культуры долган – это только малюсенький осколочек той циркумполярной культуры, истоки, взаимосвязи, стилистические особенности которой пока ещё почти не изучены. А чтобы в музыкальной этнографии доказать теорию Семёна Ивановича об угро-самодийском происхождении северных народов, необходимо будет изучить музыкальную культуру всех современных носителей циркумполярной культуры земного шара. На это потребуется жизнь нескольких поколений учёных различных профилей.
Приходится только поражаться уму и проницательности большого учёного, теория которого при его жизни сознательно не воспринималась, и уничтожалась окружающими его коллегами ради «привлекательной теории» южного происхождения северных народов, в частности, якутов. Хотя современное изучение музыкальной культуры сибирских народов в настоящее время начинает допускать мысль о возможном влиянии северных культур на южные. Во всяком случае глубокая взаимосвязь этих культур существовала издревле.
Я глубоко убеждена в том, что якутская наука потеряла учёного, теория которого в будущем будет иметь мировое значение в определении этногенеза носителей циркумполярной культуры – северных народов России, Европы и Америки. Его опубликованные и пока неопубликованные труды будут иметь определяющее значение в научных изысканиях в этом направлении, в различных областях науки: археологии, медицине, музыкальной этнографии и декоративно-прикладном искусстве.
Я навсегда запомнила доброжелательный характер Семёна Ивановича, его способность раскрыть свои секреты, тайны ради торжества истины, бескорыстность в передаче своих глубоких знаний в области истории, культуры, этнографии, этногенеза народов Северо-Восточной Азии и его принципиальность, безжалостную хлёсткость, резкость, непримиримость, когда интересы истины и правды предавались взамен личному спокойствию, карьере и материальному благополучию.
Он жил скромно, без излишеств. В его доме и на даче все предметы имеют своё место и предназначение. Ничего лишнего. Пользовался большим авторитетом в семье. Его слово – закон. Умел объяснить любую ситуацию так, что ни у кого не вызывало никаких возражений. Прекрасно умел убедить человека, всегда заступался за незаслуженно обиженных. Умел найти индивидуальный подход к каждому человеку любого возраста. Поэтому его уважали не только супруга, cын, дочери, зятья, внук и внучки, а также родственники и просто знающие его люди.
Он всегда был в курсе того, что происходит в мире, активно выступал по радио и на страницах СМИ, много писал и публиковал монографии, статьи к научным конференциям, встречался с нганасанским исследователем Александром Челеевичем Момде, американским учёным Маджори Балзер и другими отечественными и зарубежными учёными.
И хотя горько сознавать, что у меня не будет больше тёплых и умных бесед с Семёном Ивановичем в его уютной гостеприимной и хлебосольной квартире или на даче, не будем мы вместе радоваться выходу моей монографии о долганах, результатам защиты докторской диссертации, но я благодарна судьбе за то, что она подарила мне знакомство с ним, давшее огромный духовный заряд на всю мою оставшуюся жизнь!
СЕМЁН ИВАНОВИЧ НИКОЛАЕВ И ЭВЕНКИ
А.Н. Мыреева, ведущий научный сотрудник ИПМНС СО РАН,
канд.филол.наук,
лауреат премии РФ в области науки и техники
С.И. Николаев является почти единственным учёным, уделявшим своё внимание этнографическому изучению эвенков Якутии. По свидетельству С.И.Николаева, в 1955 г. был закончен первый этап по изучению малых народов Якутии. Здесь имеется в виду завершение экспедиционных работ этнографа И.С. Гурвича в районах, расположенных за Полярным кругом. Оставались не изученными малочисленные народы, проживающие в юго-восточной части республики. Это все эвенки Якутии и эвены Томпонского и Оймяконского районов.
В 1956–1959 гг. С. Николаев осуществил несколько экспедиций с целью сбора материала и в 1960 г. написал свой труд «Эвены и эвенки юго-восточной Якутии». Опираясь на свои полевые материалы, он подробно описал локальные особенности быта и культуры эвенов и эвенков. Эта работа является первым фундаментальным этнографическим трудом, всесторонне осветившим быт и культуры исследуемых народов, начиная от их этнического, родоплеменного состава и расселения и кончая их религиозными представлениями.
Кроме исключительно ценного научного значения, труд С.И.Николаева для широкого круга читателей представляет большой интерес приложениями. Из них можно почерпнуть много сведений, которые теперь уже невозможно добыть, так как носителей той духовной культуры, от которых были собраны материалы почти полстолетия тому назад, давно нет в живых.
В первом приложении даны исторические предания и легенды, в них семь вариантов происхождения усть-майских эвенков, четыре варианта преданий якутов и эвенов Оймякона и Томпо, предания о сээйэки и вулынах.
Во втором приложении приведены теперь уже забытые сведения о народной медицине под названием «Знахарские средства и приёмы лечения больных у эвенов и эвенков юго-восточной Якутии». Автор свои материалы предваряет словами: «Приводимые материалы содержат методы и приёмы, отражающие большей частью древние религиозные представления и сведения об использовании различных трав, всевозможных массажей, втираний и т.д. Поэтому они могут заинтересовать исследователей в области истории, как первобытной религии, так и початков примитивной медицины».
Из третьего приложения «Запреты, приметы, гадания и материалы о толковании снов» можно почерпнуть следующие сведения:
– гадания, приметы и запреты охотничье-рыболовецкой части южной Якутии;
– пищевые, охотничьи и общие запреты оякученных эвенков-скотоводов долины Алдана;
– гадания по приметам, толкование снов и различные запреты эвенов Томпо и Оймякона.
Поскольку я являюсь представителем алданских эвенков, то хочу кратко напомнить о том, что написал о них С.И. Николаев.
В 1956 г. учёный посетил эвенков верховья Амги, где жили в то время мои сородичи и родители. Отец мой возил его на оленях по р. Сылгылыыр (приток Амги), где на её скалах были рисунки древних эвенков. Во время этой поездки отец много рассказал о прошлой жизни эвенков, интересующей учёного этнографа. Результатом этого общения являются многие сведения о разных сторонах быта эвенков, касающиеся охоты, жилища, хозяйственных построек, средств передвижения, приготовления мяса впрок и т.д. В книге имеются фотографии, где запечатлены мои родственники и родители за тем или иным действием. Например, приёмка пушнины (мой дядя П. Ильинов), сушка мяса (моя бабушка по отцу и мать), использование лыжной палки в качестве сошника для винтовки (муж родной тети И. Марфусалов), карандашные рисунки оленей – самца, самки и тугута, сделанные моим отцом. Эти рисунки очень похожи на наскальные рисунки лосей, диких оленей древних эвенков. Есть и фотография под названием «Научные сотрудники Якутского филиала СО АН СССР: эвенкийка А.Н. Мыреева и эвен В.Д. Лебедев».
Во время той поездки он узнал, что я имею высшее образование, владею родным языком, что во время войны, когда отца призвали в армию, я будучи 13-летней вместе с 90-летним дедом охотилась на зайцев, кабаргу и белок. Семён Иванович решил разыскать меня и приобщить к научной работе. Такая возможность появилась у него, когда летом 1957 г. был фестиваль народов республики в г. Якутске. Я в составе коллектива учителей Учурского района выступала в хоре. После нашего выступления меня нашёл молодой человек в очках, представился сотрудником ИЯЛИ, рассказал о поездке к моим сородичам, о своём институте и предложил поступить на работу в ИЯЛИ. Я никакого представления не имела о научной работе и стала отказываться от его предложения. Он сказал, чтобы я хорошо подумала, и ушёл.
По семейным обстоятельствам я осталась жить в г. Якутске, но работать по своей специальности не смогла, так как не было вакансий учителя русского языка в школах города. Так закончилась моя педагогическая деятельность, и я вынуждена была пойти в ИЯЛИ. Семён Иванович привёл меня к директору института З.В. Гоголеву и сказал: «Вот эвенкийка Анна Павлова, о которой я Вам говорил» – и вышел. Захар Васильевич, улыбаясь, встал из-за стола, подал руку для приветствия и предложил сесть. Он стал расспрашивать меня об образовании, о прежней работе и т.д. Сам он рассказал, что во время экспедиции побывал в верховьях Амги, видел рисунки на скалах р. Сылгылыыр, общался с эвенками, собрал интересующий его материал. Он был прекрасным рассказчиком и очень хорошо отзывался о моих сородичах-эвенках, я слушала его, радуясь этому. Мы разговаривали примерно час, в конце беседы Захар Васильевич сказал: «Сделайте запрос по месту работы, чтобы выслали документы, и приходите на работу».
Я, получив за десять дней свои документы из района, пришла на работу. Захар Васильевич, увидев меня, спросил, принята ли я на работу? Оказалось, что я была принята на работу в качестве старшей лаборантки сектора языка и литературы на следующий день после моего посещения. Так свою трудовую деятельность на новом месте я начала с десятидневным «прогулом».
Меня представили учёному-эвеноведу Л.Д. Ришес, которая в то время составляла эвено-русский словарь. Она мне поручила подготовить материал для русско-эвенского словаря. Я должна была переписать слова с эвено-русских карточек на русско-эвенские. Работа была механическая, неинтересная, но приходилось сидеть и писать. Любовь Давыдовна говорила мне, что время от времени надо прерываться, походить, поговорить с сотрудниками, познакомиться с коллективом. Я больше всех общалась с В.Д. Кривошапкиной, лаборанткой Л.Н. Харитонова. Она меня знакомила с сотрудниками, рассказывала о роде их занятий, обязанностях. Так я вошла в новый коллектив.
Иногда лаборантам давали разовые поручения: сходить в архив, найти какой-нибудь материал, скопировать и принести. Но большую часть времени мы занимались сличением напечатанного на машинке трудов научных сотрудников с оригиналом. Это тоже была очень нудная, механическая работа.
Той осенью в институте временно работал Н.М. Заболоцкий и почему-то выполнял обязанности лаборанта. Однажды нам с ним поручили сличать тексты якутских сказок: один из нас читает вслух текст, другой должен проверять всё ли правильно напечатано. Вот Н. Заболоцкий читает, и я под его монотонное чтение начала дремать и уснула. Проснулась, когда Николай Максимович, смеясь, воскликнул: «О, о5ом барахсан утуйан хаалаахтаабыт эбит», - и вышел в коридор покурить.
После учительской работы лаборантская работа была неинтересной. Так я проработала с полгода, а в марте 1958 г. Л.Н. Харитонов вызвал меня в свой кабинет и спросил: «Не хотите ли вы взять тему и работать самостоятельно? Над чем бы Вы хотели работать? Что Вас интересует?». Я сразу не нашлась ответить что-то определённое, хотя считала, что этнография интересная наука. Лука Никифорович посидел, о чем-то думая, потом сказал: «У Вас педагогическое образование, Вы филолог, владеете родным языком, поэтому лучше попробовать свои силы в изучении родного языка».
Так я решилась начать изучать язык своих сородичей. В то время многие якутские учёные занимались диалектологическим описанием отдельных говоров якутов, ими была составлена диалектологическая анкета. Мне посоветовали изучить её и составить подобную анкету по эвенкийскому языку. Я составила анкету и в апреле поехала в свою первую самостоятельную экспедицию в Алданский район к эвенкам бывшего Томпонского района. Через месяц я привезла заполненные анкеты, записи текстов по этнографии, фольклору, бытовые рассказы, которые очень пригодились при описании языка томпонских эвенков.
Так, благодаря настойчивости и советам С.И.Николаева, я стала тем, кем теперь являюсь.
Спасибо моему старому коллеге, мудрому человеку, большому учёному, оставившему фундаментальный труд о моих эвенках. В посвящении своей книги Семён Иванович написал: «Всегда радушным, неизменно отзывчивым, мудрым моим информаторам посвящаю». Сам он так же тепло, радушно относился к эвенкам, в том числе и ко мне.
ОСТАНЕТСЯ В АННАЛАХ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ...
А.А. Билюкина, ведущий научный сотрудник ИГИ РС(Я),
доктор филол. наук
В шестидесятых годах я впервые увидела в Институте языка, литературы и истории Семёна Ивановича Николаева. Это был жизнерадостный молодой человек, одетый в северную одежду из оленьего меха – полушубок, шапку, торбоза, рукавицы. Казалось, что он был доволен судьбой, складывавшейся удачно в связи с плодотворными научными изысканиями. Его обширные знания, как в области жизни отдельных этносов, так и понимание их исторической роли и общечеловеческих целей, толерантность и миролюбие, безусловно, были получены от его любви к родному краю, своему народу. Он объездил весь Советский Союз, знал досконально жизнь народов Средней Азии, учился в Ташкентском университете на факультете истории, изучал философию, историю, древние знания народов Востока. Учился в аспирантуре в Москве, изучил всю Среднюю Россию. В многочисленных экспедициях по стране и по улусам Якутии им досконально изучены северные этносы России, собран уникальный материал, часть которого представлена в его работах и в его личном архиве. Знакомство с его монографиями об уникальности и незаменимости каждого этноса на земле создает представление о богатом духовном мире автора и о высоком профессионализме, как историка-этнографа, социолога, так и полиглота, учёного-литератора. В своих консультациях Семён Иванович давал обширный ответ на один вопрос по конкретной проблеме, извлекая шлейф фактического материала из, казалось, безграничной кладовой своих энциклопедических знаний.
В те годы в институте, бурлящем дискуссиями, спорами, научными и околонаучными, переходящими в личные отношения, Семён Иванович был миролюбив и ровен в отношениях с сотрудниками. А сотрудники отличались разным уровнем профессиональной подготовки и амбиций, а главное, отношением к объективной истине. Семён Иванович выделялся своей эрудицией, казалось, во многих областях науки и жизни, высоким профессионализмом своей научной деятельности. Он был прост и доступен для общения, и с ним каждый мог найти общий язык.
Семён Иванович был рационален и практичен в своей научной деятельности, в общении с людьми и в быту. Но не жалел времени в оказании помощи, в консультациях по научным проблемам и в советах даже по житейским вопросам. От его научных идей и трудов веяло новизной и глубиной осмысления экспериментальных фактов и, в целом, жизненных явлений. Его работы свидетельствовали об уникальности этнографических и краеведческих профессиональных сведений, органичном вживании в образ жизни северных народов, в их культуру. Например, Семён Иванович давал убедительные объяснения происхождению и целесообразности каждой этнографической детали культурного факта, быта, хозяйственной утвари и деятельности многих этносов. В результате воссоздавался кинематографически красочный и реальный мир северных этносов.
В книге «Эвены и эвенки юго-восточной Якутии» (Якутск, 1964) на основе богатейшего полевого материала, собранного в научных экспедициях, Семёном Ивановичем дана картина быта и культуры эвенов и эвенков рассматриваемой области, которые были мало изучены. В монографии выявлено сходство и различие в культуре и образе жизни близких по происхождению эвенов и эвенков края. Проведено сопоставление их культур, а также выявлены особенности в сравнении с северными сородичами. Книга богата сведениями из всех сторон быта и культуры, образа жизни эвенов и эвенков, как городских, так и сельских, разделённых по роду занятий и расселению. Дано представление об историческом прошлом этих этносов, об их родовом составе.
Яркие и занимательные предания, изложенные в приложении книги, свидетельствуют о мифологическом мире и художественном сознании этих этносов.
В целом, книга, дающая детальное и обобщенное научное исследование жизни этих этносов, пронизана добрым отношением автора, приветствующим природоохранные обычаи и гуманность их образа жизни.
Безусловно, согласно законам негармоничного общества, отдельные его работы, теории и гипотезы вызывали раздражение и бездоказательное неприятие. Однако со временем многие из них были приняты как научные.
Но личность Сеемёна Ивановича Николаева, неутомимого, бескорыстного труженика науки, нестандартно и смело мыслящего, оставившего труды, с глубоко исследованным богатейшим человековедческим материалом, с оригинальными выводами и методами анализа, останется в анналах этнографической науки и в нашей памяти.
БИИР УЙЭ ДЬОНО ЭТИБИТ
M.C. Воронкин, филологическай наука доктора, профессор,
СР наукатын утуэлээх деятелэ
Caxa биллиилээх этнограф учуонайа С.И.Николаев-Сомоготто былырыын куhун (29.10.04.), пиэнсийэ5э олорон, 81 сааhыгар олохтон туораата. Кини биhикки, этэргэ дылы, эт саастыы дьоммут. Тэрэээбут сылбыт биир - 1923 дьыл куhунугэр: кини бала5ан ыйын 1 кунугэр, мин - сэтинньи 23 кунугэр. Ол аата олорбут кэммит биир буолан тахсар. Ленин тыыннаа5ар тэрээбуппут, Сталин салайбыт кэмин бутуннуутун ааспыппыт, социализмы сайдыылаах суhуэ5эр тириэрдэн, Н.Хрущев эрэннэрбит дьињиээх хомуньууhумар кыайан тиийбэккэ, уларыта тутуунан (перестройканан) сањардыллан, букатын атын систимэмэ5э - хапыталыыhымња тиийэн кэллибит. Учугэйэ баар: урукку курдук, олох тупуутэ-тахсыыта, хабыр охсуhуута суох (атыннык эттэххэ, гражданскай сэриитэ суох) арыый да холкутук ааспыта. Оттон урут гражданскай сэрии кэнниттэн аны тастан уодаhыннаах саба туhуу тахсан, A5a дойду Улуу сэриитэ улту аањаан, онуоха мэњэстэн, сут дьыллар кэлэннэр, туэрт сыл устата норуот оло5о улаханнык аймана сылдьыбыта. Тоталитарнай режим хам баттаан, политическай репрессия уопсастыбаны биир халыыпка симэ сатаан, эйу-санааны тууйан, киhи бырааба куруубайдык кэhиллибитэ. Ол тухары дьоллоох хомуньууhуму тутабыт диэн, ол олох ити кэлиэ, бу кэлиэ диэн, онно эрэннэрэн, уопсастыбаны тутан олорбуттара. Дьэ политическай быhыы-майгы итинник этэ.
Семен Иванович туhунан «Учёные - исследователи Института языка, литературы и истории» диэн П.И. Докторов суруйбут справочнигар (Якутск, 1995) кэњэстик сырдатыллыбыт. Мин кинини тус бэйэм хайдах билэрбинэн кылгас ахтыыбын суруйабын.
Биhиги биир эрус сунньугэр (Булуугэ) олохтоох этибит. Сирбит-уоппут, айыл5абыт, олохпут уопсай торума биирдинп. Кини улуупа Ньурба, миэнэ - Уэhээ Булуу. Бу кэккэлэЬэ олорор улуустар.
Семен Ивановиhы аан бастаан 1939-1941 ее. Булуу куоратыгар педучилище5а уэрэнэ сылдьан ыраахтан кэрбут буолуохтаахпын. Кини биир сылынан алын кууруска уэрэнэр этэ, онон чугастан билсиhии суо5а. Бука, уопсайга олордо5о буолуо, оттон мин ыалга олорон уэрэммит буолан, кунус уэрэх кэмигэр эрэ ыраахтан керсуhэн aahap буолуохтаахпыт.
Кэлин кини уэрэ5ин бутэрэн, Уэhээ Булуу улууhугар Нам оскуолатыгар учууталлыыр кэмигэр (1942-1946 ее.) эрэ чугастан билсибитим. Мин оччолорго (1942-1947 ее.) дойдубар Эргуэккэ Тойоку оскуолатыгар военругунан улэлиирим. Саастыы буоламмыт, эт-хаан эттунэн сайдыыбыт да биир буолуохтаах. Этэр курдук, оту-маhы тардан кэрэр кэм. Иккиэн да нууччалыы уус-уран литератураны балачча аахпыт дьон, араас романтическай сюжеттары кытта билсиспит буолан, эйбут-санаабыт эрукуйэн, урдук ыраас чувство5а тартаран, кэтуэхпутун кынаппыт эрэ суо5а. Ону-маны ахтыhан сэhэргэhэн, бириэмэни билбэккэ хааларбыт. Кини миигиннээ5эр ордук сайдыылаах, ордук хорсун этэ.
Семен Иванович Уэhээ Булуу учууталларын сылга биирдэ-иккитэ буолан aahap уопсай мунньахтарыгар урдук кууруулээх сытыы-ча5ылхай тыллары этитэлиирэ. Инньэ гынан, оройуон учууталларын cohyппyтa диэххэ сэп. «Бу кимий-тугуй? Хантан кэлбит киhиний? Ханна улэлиирий?» - эњин диэн дьон ыйыталаhарын чаастатык истэр этим. Онтон кэлин: «Ээ, били Семен Иванович, Нам учуутала», - диэн буолта.
Биhиги орто уэрэвинэн мун-урдаммакка, Уэhээ Булуугэ хаайтаран олорон хаалбакка, урдук уэрэххэ киирэн уэрэнэргэ туруммуппут. Кэпсэтии-сэhэргэhии куруук ол туhунан буолара. Ол кэмињэ миигин биир тугэн аймыы сылдьыбыттаах. Уэhээ Булуу - Нам ыккардыгар ус буолан биир акка табалаhан айаннаан турардаахпыт. Уhyc киhибит: РайОНО-бут сэбиэдиссэйэ Кирилл Дорофеев этэ. Семен Иванович атын миинэн инники испитэ. Мин Дорофеевтыын кэнники хааман испиппит. Ол иhэн арай киЬим: «Это сын государственного преступника», - дии-дии илиитинэн ытыалаата. Мин соhуйан сањата суох барбытым. Сол-онон хаалбыта: кэнники ол туhунан кимиэхэ да кэпсээбэтэ5им, ыйыталаспата5ым да5аны. Хойут эйдээтэххэ, apaaha, сэбиэдиссэй киhиэхэ «орган дьоно» эттэхтэрэ. Ити - биирэ. Иккиhинэн, иитиллибит ая5ата Алас репрессияланан Соловкига ыытылла сылдьыбыт эбит.
Семен Ивановичтыын уэрэххэ тардыhар куурээннээх бaha санаабыт, дьолго, тобуллан испитэ. Кини бииргэ улэлээбит киhитинээн, Федор Маччаhыынаптыын (Нам), оњстон уэрэххэ бараллар. Онуоха суолларын харчытын булунаары, Булуу куоратыгар суэhу уурэн киллэрэн баhаарга атыылаабыттар yhy диэн сура5ы истибитим. Дьинэр, сура5ы эрэ буолбатах. Бэйэм куоракка атын наадабар киирээри, аара суолга кумахха уурбут суэhулэрин суолун кэрэн турабын. Аргыс киhибин кытта сонно кинилэр суоллара буолла5а диэн быhаарбыппыт. Дьэ, ол курдук сорунуулаахтык суурэн-кэтэн, суолларын харчытын булунан, табаарыhынаан Узбекистантга тиийэн, Ташкент университетыгар киирэллэр. Уэрэммэхтээн ипэн, Маччаhыынап, доруобуйата тулуйбакка, дойдутугар тэннэн кэлэр. Сэмэнэ хаалан, уэрэвин ситиhиилээхтик бутэрэр.
Уэрэ5ин кэнниттэн дойдутугар кэлэн, оскуола5а директордаабыт, бада5а, Бэрдьигэстээххэ. Онно да уhаабатах. Нэњуэ сылыгар, 1952 с, аны Москва5а тиийэн, этнография институтугар аспирант буолар.
Ол кэмнэ 1954 с. мин кинини Булуу куоратыгар улэтигэр матырыйаал хомуйса сылдьарын кэрсэн, остолобуойга бииргэ аhаан, ону-маны сэлэhэн, кэпсэтэн ааспыттаахпын. Онтон 1955 с. сайын Москва5а кэрсубутум. Кини онно аспирантура5а уэрэнэ сылдьара. Мааны ба5айы этэ: кытаайыскай чесуча солко мањан кэстуумнээ5э. Уопсайынан, кини эдэригэр тањнарын сэбулуурэ. Ол сыл диссертациятын («Основные этапы этнической истории вилюйских якутов») ситиhиилээхтик кэмускээн, историческай наука кандидата буолбута.
1958 с. Булууттэн кэлэн, Дьокуускайга аспирантура5а киирэрбэр ТЛИ-гэ хайы-сахха научнай улэhитинэн улэлии сылдьара. Эмиэ биир институкка бииргэ улэлиир дьон буолбуппут. Бэйэ-бэйэбитин сунньунэн эйэhэр этибит. Хайа оттон сэрии инниттэн билсибит дьон буоллахпыт дии... Дьыл5абыт ити курдук холботолоон испитэ. Кини историк-этнограф, оттон мин тыл уэрэхтээ5эбин, диалектологпын.
Сэбиэскэй кэмњэ республика5а идеологическай oxcyhyy биhиги институппут иhинэн эмиэ aahapa. Оннук буолуохтаа5а да5аны. Онуоха сэп тубэhэн, буспут-хаппыт уоппуттаах «байыастар» бааллара (Н.Канаев, Г.Васильев, В.Семенов, Х.Байыаскарап эњин). Олортон да Семен Иванович хаалсыбат киhи этэ. Ол гынан баран куруук буолбакка, дэњњэ киирсэрэ. Миэрэтин билэрэ.
Кини биир «итэвэстээх» курдуга - баартыйата суо5а. Онон тыла-эhэ салалта бол5омтотугар оччо-бачча ылыллыбат этэ, политич